Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Утвержден Министерством Регионального Развития РФ Введение Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана Министерством регионального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Фонда «Центр стратегических разработок – Регион». Ее разработка осуществляется в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2006 года № ДМ-П45-1969, данным на основании перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 7 апреля 2006 года, а также решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протоколы от 24 ноября 2006 года № 12 и от 30 октября 2007 года № 23), поручением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года № АЖ-П9-5017. При разработке Стратегии использованы основные параметры Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1, Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья2 , приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы, проекта федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Энергетической стратегии России на период до 2030 года3 , Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года4, других отраслевых стратегий, а также стратегических документов регионального уровня – стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (в т.ч. со Стратегиями развития Сибири и Дальнего Востока), схем территориального планирования и генеральных планов развития ряда субъектов Российской Федерации и крупнейших городов. В процессе проведения прогноза развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года использовалась информация, полученная от всех субъектов Российской Федерации с учетом, имеющихся генеральных планов застройки городов и населенных пунктов, потребности субъектов Российской Федерации в строительных материалах, имеющихся производственных мощностей и сырьевых ресурсов. В качестве исходных данных для оценки объемов производства и потребления стройматериалов приняты показатели инвестиционной деятельности (объемы и структура инвестиций в основные фонды, объемы работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (подрядные работы), объемы и структура вводимых в эксплуатацию жилых домов). В расчетах условно принято, что в общей потребности в стройматериалах нужды ремонтно-эксплуатационных работ и торговли в прогнозируемом периоде будут расти теми же темпами, что и в капитальном строительстве, а также потребности в стройматериалах для достижения цели – строительства к 2020 году 1 кв. метра жилья на каждого жителя страны. Исходя из прогноза, численность населения в Российской Федерации в 2020 году составит более 141 млн. человек, что потребует строительства не менее 141 млн. кв. метров жилья5. Строительный комплекс, включающий производство строительных материалов, играет одну из ведущих ролей в российской экономике и его состояние служит одним из показателей экономического и технического развития государства. При строительстве зданий и сооружений различного назначения используются строительные материалы, изделия и конструкции широкой номенклатуры, исчисляемые десятками видов и сотнями марок. В Стратегии рассматриваются только основные (базовые) строительные материалы и конструкции, от наличия которых, в первую очередь, зависит возможность увеличения объемов строительства, в том числе жилищного, которые широко используются в дальнейшем для производства других строительных деталей и конструкций более высокой степени переработки. Производство основных видов стройматериалов является также наиболее капиталоемкими с длительными сроками окупаемости. Для строительства новых и модернизации действующих предприятий требуются большие финансовые средства, окупаемость которых по ряду предприятий составляет более шести лет. Производство таких видов стройматериалов как цемент, стекло является энергоемким, что оказывает влияние на себестоимость продукции. Основными (базовыми) строительными материалами и конструкциями являются:
Запасы полезных ископаемых, используемые для производства основных строительных материалов, распределенного и нераспределенного фондов, в Российской Федерации значительные. Также в достаточном объеме разведаны полезные ископаемые, пригодные для производства иных строительных материалов. В целом разведанные запасы и прирост запасов полезных ископаемых на территории Российской Федерации позволяют в полном объеме обеспечить прогнозные объемы производства стройматериалов до 2020 года. Актуальность разработки и реализации Стратегии обусловлена необходимостью развития промышленности строительных материалов в Российской Федерации в целях обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу на внутреннем рынке, а также необходимостью решения системных проблем структурного характера, таких, как:
Реализация положений Стратегии будет способствовать:
При подготовке настоящей Стратегии использованы Методические рекомендации по подготовке стратегий развития, разработанные Минэкономразвития России и направленные для руководства в федеральные органы исполнительной власти, поручением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 года № МФ-П13-4805. В процессе разработки Стратегии учтены предложения органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации, крупных российских компаний и предприятий стройматериалов, а также потребности строительного комплекса на перспективу. Материалы Стратегии были обсуждены в разное время в Минэкономразвития России, Минфине России, Миприроды России, Минтрансе России, Минпромторге России, Минэнерго России, Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, ФАС России, ФТС России, а также в Росстате. Все показатели Стратегии рассчитаны применительно к действующему общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), согласно которому к предприятиям, производящим строительные материалы, изделия и конструкции, отнесены производства, включенные в раздел «Добыча полезных ископаемых» (в части природного сырья для производства стройматериалов), и в раздел «Обрабатывающие производства» (в части производство стекла, керамической плитки, изделий строительной керамики, кирпича, цемента, извести, гипса, изделий из бетона, природного камня, тепло - и звукоизоляционных материалов). Кроме того, следует принять во внимание, что в капитальном строительстве жилых, социально-культурных и промышленных объектов, при проведении ремонтно-эксплуатационных работ и для поставок в торговую сеть в качестве строительных материалов и изделий применяется также продукция предприятий, отнесенных к другим видам экономической деятельности:
Для группы отделочных стройматериалов, кроме потребностей производственного и непроизводственного назначения, характерной особенностью является наличие значительного числа потребителей в секторе ремонтно-эксплуатационных нужд, а также мелкооптовой и розничной торговли. Указанные виды продукции в Стратегии не рассматриваются, поскольку не относятся к видам экономической деятельности, рассматриваемым в Стратегии, и не влияют определяющим образом на возможность увеличения объемов строительства. Производство стройматериалов всегда было и остается тесной неразрывно связано с темпами развития строительного комплекса, потребности которого являются основным индикатором для развития всех видов строительных материалов, и в первую очередь, конструкционных материалов. 1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. |
Главная – Полезная информация – Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года